В созвездии главных святынь России неугасимым светом сияет далёкая звезда реки Великой - духовный храм земли Вятской. Храм этот отражает слияние творческого духа российских зодчих с могучей силой молитвенного единения паломников крестного хода. Во все времена осенял его своей благодатью образ святителя Николая. Помыслы созидателей храма вдохновляла прекрасная, яркая и живая традиция крестного хода.

 

Великорецкий крестный ход - многотрудный путь к храму. Словно в утешение расцвечивали его дивные церкви в больших и малых попутных сёлах, тихие часовни в лесных чащобах, направляя богомольца в пути, призывая колокольными перезвонами и пылающими ориентирами Божьих крестов на куполах к совершению укрепляющих молебнов.

 

На протяжении нескольких столетий складывалось литургическое чинопоследование Великорецкого крестного хода, формировалась уникальная градостроительная система, воплотившая архитектурными символами сокровенное священнодействие.

 

В самом Великорецком был создан необыкновенный храмовый комплекс, сосредоточивший несколько церквей - храм-город, отражение Божьего Града. Вначале для явленного образа была возведена деревянная часовня на месте обретения, затем церковь и погост, вокруг которого и образовалось село Великая Река. Уже в конце XVII века Великорецкое встречало крестный ход двумя деревянными церквями, приютом для паломников, лавками. В 1749 году была построена первая каменная Спасо-Преображенская церковь, а позднее отдельно стоящая колокольня (1768), ставшие началом Великорецкого Града.

 

В конце XVIII века при первом губернском архитекторе Ф. М. Рослякове начались значительные градостроительные преобразования. Талантливый зодчий определил перспективный замысел архитектурного комплекса, включив в него село, кладбище, храмовую площадь - Град и весь прилегающий ландшафт. Были намечены очертания Града: построены в камне Святые ворота, лавки и часть ограды. Спланирована берёзовая аллея-проспект, соединившая Град с местом явления образа на берегу реки Великой, где в 1800 году Ф. М. Росляков возвел первую каменную Николаевскую часовню над святым источником.

 

В первой трети XIX века зодчие петербургской школы Н. А. Андреевский и С. Е. Дудин придали замыслам Рослякова столичный градостроительный размах, классическую строгость, глубокий духовный смысл. Весь комплекс подвергся масштабной реконструкции. Над святым источником по проекту Н. А. Андреевского в 1828 году была построена новая каменная часовня-ротонда. По новому замыслу Великорецкий ансамбль в целом должен был стать архитектурным олицетворением духовного храма Вятской земли.

 

Особое внимание было уделено архитектуре Града. Его объемно- пространственное решение соответствовало каноническому построению христианской церкви, поэтому Великорецкий Град в символическом выражении имел все ее части: стены, притвор, помещения для молящихся, алтарь. Четкое выражение они получили как в очертании плана, так и в предназначении зданий и сооружений. По проекту С. Е. Дудина была построена каменная Николаевская церковь-алтарь (1839); закончено строительство четырех каменных домов для причта, торговых рядов у обширного гостиного двора с приютом для паломников - стен, оградивших Град-Храм от мира сего. Позже, старую колокольню заменила новая, вознесшаяся над притвором Града-Храма (1874). Алтарем Град-Храм был обращен на восток, к свету истины и добра, внешне он напоминал корабль, несущийся в вечность.

 

Град, по замыслу архитекторов, по русской градостроительной традиции, южным парадным фасадом был обращен к Поклонной горе, где заканчивался путь паломников-богомольцев на Великую. Осененные Божьими крестами, торжественной чередой выступали навстречу трудникам его церкви. В небесном колокольном перезвоне архитектурный ансамбль звучал величественно и вдохновенно. Град сей, словно сойдя с "неба небес", не коснувшись земли, не нарушив гармонии природы, парил в пространстве и времени. И замирало сердце богомольца в упоении всеобъемлющей благодати. И в слезах радости преклонял он колено месту святому, красоте рукотворной.

 

Великорецкий ансамбль создавался усилиями многих замечательных строителей и талантливых архитекторов, среди которых: Горынцевы, И. Д. Дюссар де Невиль, А. Е. Тимофеев, И. Т. Соловкин, А. С. Андреев, В. М. Дружинин.

 

Взору тех, кто шел на Великую крестными ходами в конце XIX века, одна за другой открывались многообразные картины-панорамы: монументальные храмы в окружении строгих зданий и изящной ограды, тихая светлая деревянная церквушка на древнем кладбище, уютный больничный городок-приют, зеленая сень березовой аллеи-проспекта, ясная классическая часовня над святым источником у благоговейно почитаемого места явления чудотворной иконы. Людей поражали достоинство архитектурного ансамбля, грандиозный размах Великорецкого чуда.

 

Нынешнее Великорецкое - это прекрасные развалины. Нарушено единство и целостность архитектурного образа. Многое утрачено... Но несокрушим духовный храм земли Вятской. Пробуждается от забвения всеобщее внимание к Великорецкому. Снова звонит колокол при встрече крестного хода. Вновь церковные и светские власти заботятся о достоинстве и благолепии этого уголка Вятской земли. Губернатор Кировской области Владимир Нилович Сергеенков, продолжая давние традиции вятских губернаторов, постоянно опекает все виды деятельности по возрождению Великорецкого. Высокопреосвященный Хрисанф, архиепископ Вятский и Слободской, проявляет особую заботу и попечение о храмах на Великой. На благое дело направлены усилия духовенства, ученых, архитекторов, строителей, военных, студентов, школьников.

 

В 1999 году на месте явления образа святителя Николая на Великой реке соединенными усилиями многих радетелей вновь поднялись деревянные часовни над святым источником и купелью, вознеслась часовня-алтарь. Восстановление этого священного места - дело будущего и связано оно с возрождением всего Вятского края, да и, пожалуй, всей России.