Государственный флаг Французской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, состоящее из трех равновеликих вертикальных полос - синей, белой и красной. Синий цвет символизирует святого Мартиния, покровителя города Парижа. Красный цвет-это цвет пламени очагов и сердец. Белый цвет - это символ французской национальной героини Жанны де Арк. В настоящем виде флаг принят в 1794 году.

Государственный герб Французской Республики изображен в виде эллипса, в центре которого находятся дикторский пучок-символ власти и республики. На ленте помещены слова: "Свобода, равенство, братство". Все это окружено дубовыми и оливковыми ветвями-символами власти и славы. Цепь, окружающая фигуры на гербе - символ почета и благородства. Внизу овала расположен орден Почетного Легиона.

Древняя нация, именуемая Францией, сегодня носит официальное название "Французская Республика" ("Republique francaise"). Отсюда - довольно частое употребление монограммы RF, используемой как своего рода логотип.

Сегодня республиканский строй пользуется практически единодушной поддержкой общества. Но так было не всегда. В ХIХ веке, под воздействием Французской революции, республиканские символы, перечисленные и описанные ниже, были символами Франции революционной, затем либеральной (или, если хотите, левой) в противовес Франции монархической и консервативной. Только в ХХ веке они стали символами признанной всеми Французской Республики и вообще Франции как таковой.

Единственным наглядным символом, официально закрепленным в Конституции, является трехцветный флаг, состоящий из синей, белой и красной вертикальных полос, расположенных в перечисленной последовательности от древка. Впервые появившийся в 1789 году, относящийся к революционной, а затем императорской Франции, он был решительно отвергнут и заменен на белый в 1814-1830 годах. Революция 1830 года, называемая Июльской, окончательно вернула триколор и вновь сделала его официальным. Непримиримые правые - роялисты и католики - постепенно перешли в своем преклонении от белого флага к флагу трехцветному. В то же время крайне левые революционные силы, которые в конце ХIХ века преклонялись перед красным флагом как символом ниспровержения, в свою очередь также признали трехцветный флаг (период Народного фронта, а затем Второй мировой войны). Сегодня трехцветный флаг единодушно признается символом Франции.

Существует, однако, определенная тенденция ограничения его значимости путем возвышения практически до его уровня флагов других территориальных образований. Отныне нередко можно увидеть на фронтоне мэрии одновременно три стяга: в центре - трехцветный, по одну сторону от него - (неофициальный) флаг региона, по другую - звездный синий флаг объединенной Европы.

Та же диалектика прослеживается и по отношению к другому официальному национальному символу - "Марсельезе". Созданный в 1792 году гимн в течение примерно столетия воспринимался как революционный, то есть небеспристрастный. Национальным гимном он был официально провозглашен в 1880 году при Третьей республике. Затем с ним примирилась правая оппозиция; это совпало с признанием ею трехцветного флага и обращением к идеям национализма. Что же касается крайне левой оппозиции, то она, в свою очередь, признала его в великую эпоху антифашистского движения и Второй мировой войны.

Сегодня "Марсельеза" остается официальным гимном для национальных праздников и военных парадов. Но ее популярность "уже не та, что прежде". Она страдает от размытого пацифизма и подспудного антинационализма, которыми пронизано общество, робко ищущее иные ориентиры. На этом, впрочем, параллель с историей флага кончается. Если, как было сказано, европейский флаг уже приобрел известность и пользуется определенной популярностью, то музыкального символа Европы - по крайней мере равноценного этому флагу по степени известности - пока не существует.

Представление Французской Республики в аллегорическом образе женщины, как правило, во фригийском колпаке не закреплено в Конституции. Однако оно бесспорно носит официальный характер, поскольку присутствует на государственной печати, равно как и на монетах и почтовых марках, также являющихся знаками государственности. И здесь тоже истоки следует искать в Революции, которая, низвергнув монархию, ее гербы и ее эмблемы с цветком лилии, должна была найти им замену. Согласно декрету Конвента, принятому в конце сентября 1792 года, на государственной печати должен был фигурировать "образ Свободы". В классических же трактатах, посвященных символическим изображениям, в течение многих веков фригийский колпак представлялся как характерный атрибут Свободы. Именно поэтому решением, принятым в 1792 году, этот головной убор стал главной эмблемой Французской Республики и навсегда вошел в историю Франции. После победы Республики и ее отождествления с Францией в аллегорическом изображении Франции присутствует фригийский колпак, а сам колпак стал в некотором роде французской национальной принадлежностью. "Национализация" фригийского колпака Францией приобрела с конца ХIХ века столь явный характер, что для символа универсальной Свободы пришлось искать другие головные уборы (самый знаменитый из них - головной убор Статуи свободы скульптора Бартольди в Нью-Йорке).

Однако на протяжении непростой истории ХIХ века находились республиканцы, которые считали, что фригийский колпак слишком революционен и что правовая и миролюбивая Республика должна изображаться в головном уборе иного рода (например, в лавровом венке). Эти не получившие продолжения мимолетные попытки имели, однако, для республиканской символики определенные последствия, не утратившие значения и не исчезнувшие еще и сегодня: первая французская почтовая марка 1849 года, так называемая "Цирцея"; Республика, изображенная на государственной печати и гербовых щитках нотариусов сидящей в солнечной короне; изображение на ордене Почетного легиона.

Различные аллегорические образы, которые принимала Французская Республика и которые становились официальными благодаря изображению - с колпаком или иногда без него - на монетах и почтовых марках, сменялись на протяжении всей истории. Самым известным - по своей оригинальности (фигура в полный рост в малом формате), символическому значению и, наконец, просто очарованию - стал образ Сеятельницы (автор О. Роти, 1897 год).

Изображение революционной Республики, затем степенной "Французской Республики", затем Франции в образе женщины помимо перечисленных выше примеров государственных символов находило иное применение и иные формы: например, статуи на площадях, бюсты для украшения интерьеров различных зданий, произведения художников, скульпторов и граверов, живые аллегорические сцены в театрах и на улицах, безделушки для частных коллекций и для дома, наконец, и главным образом, карикатуры в прессе. Все это принимало свободные, неофициальные формы, а порой носило фрондирующий характер.

Столь же свободным и не ограниченным никакими законодательными предписаниями является использование начиная с 1792 года имени "Марианна" для обозначения Республики. В наши дни использование бюста Республики в образе женщины во фригийском колпаке с именем "Марианна", похоже, больше свойственно муниципальным институтам, нежели государственным. Этот бюст нередко обыгрывается в фольклорных и масс-медийных действах, что имеет мало общего со всей официальной республиканской основательностью.

Однако с недавних пор высветленный профиль Марианны, помещенный на французский триколор, символизирует официальную государственную администрацию. Этот логотип, созданный в 1999 году, теперь присутствует на бланках, брошюрах, формулярах, объявлениях и информационных документах, исходящих от министерств, префектур и посольств.  

Столь же неоднозначным уже долгое время остается и отношение к Петуху. Этот христианский образ бдительности со времени страстей Христовых уже давно был "офранцужен" благодаря сходству в латинском языке слов "петух" и "галл" (Gallus gallicus).

Кроме того, в Петухе импонировали его боевитость и храбрость - добродетели, считающиеся присущими французам.

Однако с "выдвижением" Петуха на роль национального символа дело никогда не заходило дальше робких поползновений, хотя подобные попытки и имели место во времена Революции, Июльской монархии и Третьей республики. Похоже, что эта "кандидатура" была отвергнута по двум соображениям. С одной стороны, выбор животного в качестве символа носил геральдический, а следовательно, "феодальный", то есть негативный, характер. С другой стороны, речь шла всего лишь о домашней птице, которая уж никак не ровня львам и орлам.

В итоге Петуху было отведено два значительных, но тем не менее не имеющих прямого отношения к государственной политике амплуа. Он использовался как символ спортивных достижений нации и изредка - как символ военной доблести (на памятниках погибшим в Первой мировой войне).

Что касается Второй мировой войны, то она велась и была выиграна (в том, что касается французского вклада в победу над фашизмом) под знаком Лотарингского креста. Эту эмблему Свободная Франция, а затем и движение Сопротивления выбрали, чтобы противопоставить ее трехцветному флагу, использовавшемуся вишистским режимом. Именно поэтому Лотарингский крест часто изображен на монументах в память о событиях 1940-1945 годов. Его вы увидите и на знаменитом мемориале Мон-Валерьен, и на самых скромных памятниках, установленных в сельских районах в местах партизанских боев.

Однако при Пятой республике Лотарингский крест был поднят на еще бoльшую высоту, когда роль президента стала главенствующей и президентом страны в 1958 году стал генерал де Голль. Он был первым президентом, который заменил на памятной медали, посвященной своему приходу в Елисейский дворец, изображение Республики в виде женщины на Лотарингский крест, заключенный в цифру V. Новшество имело двоякий смысл: повышало значимость Лотарингского креста и вместе с тем обязывало преемников генерала, в свою очередь, находить для себя в дальнейшем какой-либо символ.

И последнее. Существуют ли символы в виде памятников? Во времена Третьей республики, в 1882 году, правительство отказалось от намерения восстанавливать дворец Тюильри, сожженный в 1871 году, оставив государственным властям для их размещения дворцы, унаследованные от прежних веков (Люксембургский дворец, Бурбонский дворец, Елисейский дворец и т. д.). В Париже, таким образом, нет ничего, что можно было бы сравнить с гигантским Капитолием в Вашингтоне (округ Колумбия) - одновременно местом заседаний конгресса, музеем и республиканским символом.

Больше всего соответствует понятию монументального символа Республики парижский Пантеон, построенный при короле Людовике ХV как церковь Св.Женевьевы и получивший в 1791 году светское назначение усыпальницы "великих людей Франции". В ХIX веке на Пантеоне буквально сфокусировалась вся ненависть, которую правые силы питали к Республике. Дважды его возвращали Церкви (1814-1830 и 1851-1885 годы), в другое время ему выказывали презрение, так как в нем покоились "демонические" знаменитости (Вольтер и Руссо, Виктор Гюго и Эмиль Золя, Марселен Бертело и Жан Жорес и т. д.). Не будет большим преувеличением сказать, что еще в середине ХХ века Пантеон оставался таковым лишь для левых, в то время как правые считали настоящим пантеоном Дом инвалидов (Тюренн и Вобан, Наполеон и маршал Фош и т. д.). Однако в конце концов правые согласились признать и Пантеон, так же как они пришли к признанию самого республиканского строя. Решающим в этом отношении, несомненно, стал 1964 год, когда генерал де Голль, приняв решение о переносе останков Жана Мулена в Пантеон, тем самым признал национальное значение величественного храма Латинского квартала для обоих лагерей и, следовательно, его объединительную роль для политической Франции - роль, подобную той, которую в свое время сыграли Республика, ее флаг и ее фригийский колпак.

Автор: Морис Агюлон, 2003